Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
МКДОУ «Нютюгский детский сад»
Большая
роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса детского
сада отводится материально- техническому обеспечению МКДОУ и оснащённости
образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Здание
МКДОУ 1987 года постройки, строение каменное, одноэтажное. Общая площадь
– 370 кв.м.
Территория дошкольного учреждения хорошо
озеленена, разбиты цветники и клумбы. Территория детского сада ограждена
забором. Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод,
канализацию, централизованное водяное отопление.
Характеристика
площадей ДОУ.
Количество |
|
Всего действующих групп |
3 |
Физкультурный зал |
1 |
Медицинский кабинет |
1 |
Кабинет заведующей |
1 |
Пищеблок (кухня, разделочный пункт,
раздаточный пункт) |
1 |
Прачечная |
1 |
Работа всего персонала МКДОУ направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды МКДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база в МКДОУ и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка
Оборудованные учебные кабинеты
Групповые комнаты.
Организованная предметная
среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов,
окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия,
неординарности, изменяемости . В нашем детском саду постоянно поддерживаются
все условия для оптимально – результативной организации образовательного
процесса.
В групповых комнатах
пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для
занятий игровой и учебной деятельностью . Помещения групп детского сада
оснащены детской и игровой мебелью , соответствующей по параметрам
возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с
учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной ,
самостоятельной деятельности дошкольников. Групповые помещения МКДОУ имеют
комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная
с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая
среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию
личности дошкольника . В целом она организована так, чтобы материалы и
оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны
детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность
обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды
в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки
для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки
изодеятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные
уголки для самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать
педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и
экологического воспитания. В качестве ориентиров для подбора материалов и
оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребёнка на
каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для
тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют
решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации
двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование имеют сертификат
качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
- В каждой возрастной группе есть «зеленые
уголки» с различными видами растений, собраны коллекции и гербарии. Имеющийся в
МКДОУ материал и правильная его организация способствует, таким образом,
формированию у детей бережного и уважительного отношения к живой природе .
- В каждой возрастной группе имеются
дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература,
необходимая для организации разных видов деятельности детей.
- В каждой группе имеются
разные виды театров, ширмы для показа кукольного
театра, игр - драматизаций, атрибуты для режиссерских
игр.
- В группах имеются аудиотеки,
которые помогают созданию музыкальной
эмоционально-насыщенной среды на занятиях и
в свободной деятельности детей.
- Приемные имеют информационные стенды для
родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.
Предметно-развивающая среда в групповых
помещениях, обеспечивает реализацию основной образовательной программы МКДОУ,
включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям –физическому, социально-личностному, познавательно – речевому и
художественно-эстетическому, а так же совместную деятельность взрослого и
ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Объекты для проведения практических занятий
Физкультурный зал.
В нашем детском саду
созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования
основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей
детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого
оборудован физкультурный зал.
Здесь проводятся физкультурные
занятия, гимнастика.
В зале имеется оборудование для занятий спортом
(шведская стенка, гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли и т.д.
Музыкальный зал.
Для
создания эмоционального настроя детей в зале имеется музыкальный центр . Здесь
проводятся музыкальные занятия, досуги и развлечения.
Библиотека
Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса.
В МКДОУ имеется библиотека
методической и художественной литературы, репродук,
иллюстративный материал, дидактические пособия,
демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с ФГОС
ДО.
·
Объекты спорта
Территория МКДОУ.
Территория МКДОУ достаточна для организации
прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа детей имеет
свой участок . Площадки обеспечены необходимым оборудованием .
Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и
оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца и осадков
на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. Игровые
площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом:
песочницами, горками, лесенками и др. На территории детского сада
произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и
клумбы. В теплый период года цветники используются для проведения с
детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в
природе.
Средства обучения и воспитания
В целях качественной реализации программы,
расширения границ информационного поля по всем направлениям деятельности
детского сада в ДОУ имеются:
• Учебно-методические
и дидактические материалы, информационные ресурсы.
• Компьютерные
технологии (использование в работе разных компьютерных программ, Интернет —
сайтов, электронной почты, множительной техники);
• работает
библиотека, где наряду с научно-методической литературой представлены
энциклопедическая и справочная литература, периодические издания
для детей и взрослых;
• используется
передовой педагогический опыт педагогов нашего ДОУ и других дошкольных
учреждений;
• Периодически
оформляются тематические выставки и стенды;
• Для
работы с детьми, педагогами и родителями имеется аудио и видеотехника, в
большом количестве аудиокассеты и компакт диски (музыкальные записи,
компьютерные развивающие игры, коррекционные программы, видеозаписи из опыта
работы педагогов и родителей, фотоматериалы и др.)
- ведется образовательный сайт.
Средства обучения и воспитания
МКДОУ «Нютюгский детский сад "
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
· печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
· аудиовизуальные (слайды);
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
· спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
Образовательные области | Материально-техническое и | |||||||||||||||
Физическое развитие | Обручи пластмассовые, мячи разного диаметра, гимнастические палки, набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями), шведская лестница, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты. | |||||||||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол). | |||||||||||||||
Познавательное развитие | Макеты «Государственных символов России». | |||||||||||||||
Речевое развитие | Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье», « Подарок школе» и др. | |||||||||||||||
Художественно -эстетическое развитие | Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей. | |||||||||||||||
Технические средства обучения |
|
· учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
· гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
· учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
· сотворчество педагога и обучающегося;
· приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Условия питания обучающихся в учреждении
Дети обеспечиваются полноценным сбалансированным горячим питанием в групповых помещениях.
Правильное питание является одним из основных факторов внешней
среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост,
состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее
физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к
различным неблагоприятным воздействиям.
Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Качество
продуктов проверяется завхозом, старшей медсестрой. Не допускаются к
приему в ДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим
сроком хранения и признаками порчи.
В детском саду
осуществляется сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с
возрастными и физиологическими потребностями детей. В меню представлены
разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты.
Готовая пища выдается только после снятия пробы
и соответствующей записи. В правильной организации питания детей большое
значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей
обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными
столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского
сада.
Пищеблок МКДОУ оборудован
моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук,
водонагревателем, контрольными весами, газовой плитой,столами, шкафом для
хлеба, шкафом для посуды, холодильником .
В ДОУ имеется
кладовая для хранения продуктов питания
Условия охраны здоровья обучающихся
В ДОУ созданы все условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей.
В МКДОУ функционирует медицинский блок, оснащенный необходимым оборудованием, инвентарем, а также медицинскими препаратами для оказания первой помощи.
Для работы в медицинском кабинете ФАП с. Нютюг предоставляет медицинскую сестру.
В случае отсутствия медицинской сестры первую помощь могут оказать воспитатели групп.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
К сети Интернет подключен компьютер в методкабинете. Им могут пользоваться все специалисты и педагогические работники в любое удобное для них время для подготовки к образовательному процессу и для использования во время образовательного процесса.