Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
МКДОУ «Нютюгский детский сад»
Большая
роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса детского
сада отводится материально- техническому обеспечению МКДОУ и оснащённости
образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Здание
МКДОУ 1987 года постройки, строение каменное, одноэтажное. Общая площадь
– 370 кв.м.
Территория дошкольного учреждения хорошо
озеленена, разбиты цветники и клумбы. Территория детского сада ограждена
забором. Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод,
канализацию, централизованное водяное отопление.
Характеристика
площадей ДОУ.
Количество |
|
Всего действующих групп |
3 |
Физкультурный зал |
1 |
Медицинский кабинет |
1 |
Кабинет заведующей |
1 |
Пищеблок (кухня, разделочный пункт,
раздаточный пункт) |
1 |
Прачечная |
1 |
Работа всего персонала МКДОУ направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды МКДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база в МКДОУ и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка
Оборудованные учебные кабинеты
Групповые комнаты.
Организованная предметная
среда в детском саду предполагает гармоничное соотношение материалов,
окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия,
неординарности, изменяемости . В нашем детском саду постоянно поддерживаются
все условия для оптимально – результативной организации образовательного
процесса.
В групповых комнатах
пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для
занятий игровой и учебной деятельностью . Помещения групп детского сада
оснащены детской и игровой мебелью , соответствующей по параметрам
возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с
учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной ,
самостоятельной деятельности дошкольников. Групповые помещения МКДОУ имеют
комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная
с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая
среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию
личности дошкольника . В целом она организована так, чтобы материалы и
оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны
детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность
обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды
в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки
для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки
изодеятельности, театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные
уголки для самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать
педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и
экологического воспитания. В качестве ориентиров для подбора материалов и
оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребёнка на
каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для
тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют
решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации
двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование имеют сертификат
качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
- В каждой возрастной группе есть «зеленые
уголки» с различными видами растений, собраны коллекции и гербарии. Имеющийся в
МКДОУ материал и правильная его организация способствует, таким образом,
формированию у детей бережного и уважительного отношения к живой природе .
- В каждой возрастной группе имеются
дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература,
необходимая для организации разных видов деятельности детей.
- В каждой группе имеются
разные виды театров, ширмы для показа кукольного
театра, игр - драматизаций, атрибуты для режиссерских
игр.
- В группах имеются аудиотеки,
которые помогают созданию музыкальной
эмоционально-насыщенной среды на занятиях и
в свободной деятельности детей.
- Приемные имеют информационные стенды для
родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.
Предметно-развивающая среда в групповых
помещениях, обеспечивает реализацию основной образовательной программы МКДОУ,
включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям –физическому, социально-личностному, познавательно – речевому и
художественно-эстетическому, а так же совместную деятельность взрослого и
ребенка и свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Объекты для проведения практических занятий
Физкультурный зал.
В нашем детском саду
созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования
основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей
детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого
оборудован физкультурный зал.
Здесь проводятся физкультурные
занятия, гимнастика.
В зале имеется оборудование для занятий спортом
(шведская стенка, гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли и т.д.
Музыкальный зал.
Для
создания эмоционального настроя детей в зале имеется музыкальный центр . Здесь
проводятся музыкальные занятия, досуги и развлечения.
Библиотека
Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса.
В МКДОУ имеется библиотека
методической и художественной литературы, репродук,
иллюстративный материал, дидактические пособия,
демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с ФГОС
ДО.
·
Объекты спорта
Территория МКДОУ.
Территория МКДОУ достаточна для организации
прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа детей имеет
свой участок . Площадки обеспечены необходимым оборудованием .
Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и
оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца и осадков
на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. Игровые
площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом:
песочницами, горками, лесенками и др. На территории детского сада
произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и
клумбы. В теплый период года цветники используются для проведения с
детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в
природе.
Средства обучения и воспитания
В целях качественной реализации программы,
расширения границ информационного поля по всем направлениям деятельности
детского сада в ДОУ имеются:
• Учебно-методические
и дидактические материалы, информационные ресурсы.
• Компьютерные
технологии (использование в работе разных компьютерных программ, Интернет —
сайтов, электронной почты, множительной техники);
• работает
библиотека, где наряду с научно-методической литературой представлены
энциклопедическая и справочная литература, периодические издания
для детей и взрослых;
• используется
передовой педагогический опыт педагогов нашего ДОУ и других дошкольных
учреждений;
• Периодически
оформляются тематические выставки и стенды;
• Для
работы с детьми, педагогами и родителями имеется аудио и видеотехника, в
большом количестве аудиокассеты и компакт диски (музыкальные записи,
компьютерные развивающие игры, коррекционные программы, видеозаписи из опыта
работы педагогов и родителей, фотоматериалы и др.)
- ведется образовательный сайт.
Средства обучения и воспитания
МКДОУ «Нютюгский детский сад "
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
· печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
· аудиовизуальные (слайды);
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
· спортивные снаряды, мячи и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
Образовательные области | Материально-техническое и | |||||||||||||||
Физическое развитие | Обручи пластмассовые, мячи разного диаметра, гимнастические палки, набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями), шведская лестница, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты. | |||||||||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол). | |||||||||||||||
Познавательное развитие | Макеты «Государственных символов России». | |||||||||||||||
Речевое развитие | Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье», « Подарок школе» и др. | |||||||||||||||
Художественно -эстетическое развитие | Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей. | |||||||||||||||
Технические средства обучения |
|
· учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
· гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
· учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
· сотворчество педагога и обучающегося;
· приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
К сети Интернет подключен компьютер в методкабинете. Им могут пользоваться все специалисты и педагогические работники в любое удобное для них время для подготовки к образовательному процессу и для использования во время образовательного процесса.